Развитие памяти чрезвычайно важно с точки зрения последующего познания мира, умения выражать свои мысли и анализировать информацию. Не меньшее влияние оказывается и на становлении интеллекта детской личности.
Особенности процессов памяти
Память включает такие процессы, как запоминание, сохранение информации и ее последующее воспроизведение. Она может быть моторной (движения, танцы), образной (картинки), словесно-смысловой (сказки, стихи, потешки), эмоциональной (чувства, события).
Развитие памяти у маленьких детей
В дошкольном возрасте запоминание носит скорее произвольный, а не волевой характер. Поэтому лучше всего малыш усваивает то, что важно и интересно именно для него. При этом самые маленькие обладают поистине огромной способностью к запоминанию, что связано с сензитивным этапом развития памяти, который длится примерно до 6 лет.
Способы развития памяти:
- Обсуждение событий, произошедших в течение дня (например, прогулка, игрушки, еда).
- Совместное чтение, обсуждение и пересказ книг (что было в сказке и т.д.).
- Отгадывание загадок, разучивание скороговорок, решение ребусов и головоломок.
Примеры игр для развития памяти у дошкольников
«Найди игрушку» (от года). Содержание игры: на глазах ребенка спрятать игрушку под одну из двух подушек или пеленок, потом предлагают ему найти ее.
«Отыщи тайник» (от 1,5 года). Описание: сначала взрослый показывает несколько понятных и знакомых для ребенка «тайников» в комнате, а затем прячет в одном из них игрушку. А после зовет малыша и говорит: «Мишутка-озорник (или другая игрушка) спрятался в тайник. Ну-ка отыщи!».
«Узоры». Содержание: разложить на столе фигуру или узор из счетных палочек, пластиковых трубочек и т.п. После чего «дует сильный ветер», все перемешивается, а ребенку предлагается восстановить узор.